Российские режиссёры назвали 19 правил хорошей комедии

Российские режиссёры назвали 19 правил хорошей комедии

Редакция поговорила с Климом Шипенко, режиссёром «Холопа», самого кассового фильма отечественного проката, Дмитрием Дьяченко, который снял хиты «Квартета И» и киносериал «Последний богатырь», Сариком Андреасяном, чьи комедийные картины собирают кассу, и Алексеем Нужным, автором успешных картин «Я худею» и «Обратная связь». Каждый рассказал о правилах, которых стоит придерживаться, чтобы создать качественный комедийный продукт.


2020-й для многих останется в памяти как год потрясений, но Клим Шипенко наверняка запомнит его как год прорыва в профессиональном плане. Его «Холоп» собрал в прокате рекордные три млрд рублей и стал самым кассовым фильмом в истории российского проката, подвинув с пьедестала спортивную драму «Движение вверх». История о московском мажоре, которого отец-богач «отправляет» на перевоспитание в Россию XIX века, покорила зрителей сюжетом, актёрскими работами, юмором. Клим Шипенко скромно говорит, что к успеху «Холопа» привела совокупность факторов, но без хорошего «сарафана» колоссальной цифры в три млрд рублей невозможно было бы достичь.



ПРАВИЛА КЛИМА ШИПЕНКО:


1. Использовать другие жанры 

«Последний богатырь», например, давал помимо комедии сказочное фэнтези. В основе, конечно, лежит комедийная ситуация, но зритель получал больше, чем просто шутки, которые говорят актёры. А такими были комедии конца 2000-х и начала 2010-х. Но зрителю уже невозможно было больше это смотреть. И зачем идти на это в кинотеатр? Шло переосмысление жанра. И я подходил к «Холопу», задаваясь вопросом: почему зритель должен пойти посмотреть на большом экране именно комедию? Почему он не может посмотреть её дома? Зачем надо идти в кинотеатр? Поэтому был придуман этот жанр истерна и т.д».


2. Помнить, что удачных шуток недостаточно

«Комедия должна быть не просто комедией. Она должна быть много чем ещё. То, что там удачные шутки, этого мало. Раньше, такое ощущение, все думали, что комедия — это снятые говорящие головы, которые шутят. Этого было достаточно, но потом требования к комедиям сильно возросли».


3. Избегать туалетного юмора

«Зритель уже перерос этот юмор, так скажем. У самых успешных комедий другое качество юмора. Требования к самому качеству юмора стали выше. Все это ощутили, Comedy Club это ощутил. Многие комедии пишутся выходцами из Comedy, но когда Comedy Club начинал, у него тоже был пошлый, туалетный юмор. А потом они уже сами выросли из этого и апгрейдили уровень своего юмора. Этот юмор уже можно переносить на большой экран. Вот, что произошло. Они тоже подросли».


4. Удивлять свою аудиторию

«В мире производится большое количество контента, и зритель имеет доступ к нему. Ты постоянно находишься в соревновании не только с проектами российского кинопроизводства, а ещё с контентом из других стран. Но это держит в тонусе, это не даёт расслабиться».


Дмитрий Дьяченко — опытнейший комедиограф. Он долго сотрудничал с «Квартетом И»: поставил пять фильмов с их участием, в том числе такие хиты, как «День радио» и «О чём говорят мужчины». Дьяченко — автор сериала «Кухня» и полного метра «Кухня в Париже», ставшего продолжением третьего сезона, двух фильмов франшизы «СуперБобровы» и, наконец, киносериала «Последний Богатырь», производством которого занимаются российское подразделение «Диснея» и киностудия Yellow, Black and White. Фэнтези-сказка «Последний богатырь», вышедшая на осенних каникулах в 2017 году, побила рекорд в прокате, собрав 1,6 млрд рублей. До выхода спортивной драмы «Движение вверх» Антона Мегердичева он оставался самым кассовым фильмом за всю историю отечественного проката. Премьера сиквела «Последний богатырь: Корень зла» запланирована на 1 января 2021 года.


ПРАВИЛА ДМИТРИЯ ДЬЯЧЕНКО:


1. Создать позитивную атмосферу на площадке

«Мне кажется, на площадке должен быть всегда позитив. Это первое правило, и оно сильно отличает меня от других режиссёров. Потому что я знаю: когда проникают ноты негатива на площадке, это отображается на экране. Поэтому мы всегда стараемся решать все вопросы полюбовно, не без искр и психологических тумаков, но полюбовно».


2. Во всём соблюдать меру

«Есть такое выражение quantum satis — «мера превыше всего». И, наверное, руководствуясь этим выражением, нужно делать семейное, детское кино. Нужно соблюдать везде эту меру. В ярких шутках и унылых шутках, в драме и вне драмы. Вот это quantum satis должно сохраняться во всём: в игре, в графике, в музыке». 


3. Браться за новое: невозможно сделать прорыв, не вступая неизведанное

«Очень часто создатели хотят пойти по тем рельсам, по которым они уже ходили, и не ступать в неизведанное. Невозможно сделать прорыв, когда ты не вступаешь в неизведанное. Я очень люблю всякие такие экстремальные штуки. Не то чтобы я такой суперэкстремал, но люблю пойти туда, не знаю куда, и в этой сказке что-то найти».


4. Верить в себя

«Для меня очень важно с шашкой бросаться на те вещи, про которые говорят: «Да ладно, это не получится. Ну, что-то нам не верится, что получится Водяной», — говорили на первом фильме [«Последний богатырь» — прим. ред.]. «Бурунов сыграет, но чтобы потом зритель верил, что это — персонаж? Нет!» Достаёшь шашку, говоришь «я верю!» и поскакал. И во втором, третьем фильме много таких вещей. Как это сделать? Никто не знает как! Но всей группой поскакали, побежали и сделали».


5. Советоваться с близкими друзьями

«Ты очень много и долго советуешься. И когда понимаешь, что умные люди, которым ты доверяешь, с которыми ты работал, видят в твоей идее перспективу, то... действуешь. Не надо слушать всех, надо слушать близких друзей, для меня такие люди — Эдуард Илоян и Виталий Шляппо, Владимир Верещагин из «Диснея».

 

Сарик Андреасян как режиссёр чаще всего работает в комедийном жанре и его труды окупаются в прокате. Например, фильм «Что творят мужчины!», вышедший в 2013 году, собрал 300 млн рублей, или новинка этого года «Гудбай, Америка», заработавшая около 85 млн рублей в сегодняшних непростых эпидемиологических условиях. О качестве его проектов спорят, но режиссёрам-новичкам очевидно одно: у Сарика Андреасяна как маркетолога от кинематографа есть чему поучиться.


ПРАВИЛА САРИКА АНДРЕАСЯНА:


1. Создать цельную историю, а не набор скетчей

«Раньше некоторые фильмы — как, например, «Наша Russia» или «Самый лучший фильм» — строились исключительно на скетчах. Это было и в проектах «6 кадров», «Одна за всех» и т.д. Люди брали 40 фрагментов, объединяли их очень условным сюжетом и просто «кидали» очень много шуток. Это немного как стендап современный. Но это не воспринимается в кино. Ты посмеялся над первой сценой, второй, третьей, но в целом ты выходишь с ощущением, что не получил полноценный продукт. Даже если тебе местами было смешно. Я много езжу на кинорынки. Когда выходили ребята с «Самым лучшим фильмом» и показывали один фрагмент, люди хохотали, были овации в зале. Но когда полный метр выходил в кинотеатрах, люди разочаровывались. Потому что кусочками это смешно, а в целом это не совсем кино».


2. Сочинить историю, которая будет понятна зрителям в твоей стране

«Я называю это «ментальный код». Это должно резонировать с людьми, которые живут в твоей стране. И «Холоп», и «Богатырь», и «Гудбай, Америка», и «Горько!» резонируют. Всё, что выстреливает, вы можете примерить на себя. Комедия создана, чтобы быть локальной. В этом вся сила. Почему во Франции раз-два в год находится комедия, которая вдруг зарабатывает 200 млн долларов? Про алжирца и коренного француза, к примеру? Это потому что тоже «ментальный код». Всё это время эти люди пытаются как-то найти друг с другом общий язык».


3. Разработать хай-концепт

«Все комедии с высокой оценкой или кассовые — это комедии, у которых всё-таки интересный движок сюжета. Человек переместился в прошлое — это «высокая концепция». Это концепция прикольная на уровне трейлера. Человек переместился в сказку или люди, которые живут в Америке и скучают по Родине. За десять секунд я рассказываю, о чём фильмы. Должна быть концепция понятная и, пусть условно, но свежая».


4. Пригласить известных артистов

«Даже в первом «Мальчишнике в Вегасе», казалось бы, нет кинозвёзд, но там есть Майк Тайсон. Там в эпизодах были звёзды. Там Зак Галифианакис — вот он был звездой телевидения, он не появился из ниоткуда, он стендап-комик. У вас может быть коммерческий продукт без звёзд, если вы делаете фантастику или что-то другое, но в комедии нужны звёзды. И как бы это ни звучало — эстрадные. Я себе мало представляю комедию с Хабенским. Аудитория в это не поверит: она скажет, что он замечательный артист, но что-то я не уверена, что буду смеяться. А в комедию с Нагиевым аудитория будет верить, потому что есть определённые стереотипы».


5. Придумать яркое визуальное решение

«Комедия всё-таки должна быть яркой. Это изначально сочный продукт. Может, мы найдем в истории кинематографа пять комедий, которые сняты в мрачной комнате, но в целом это всегда очень ярко. Пляж, океан, приключения, красивые, яркие люди. А когда вы говорите «лирическая комедия», я представляю себе «Отпуск по обмену» или «Реальную любовь». Если снег, то красивый, если сугробы, то чистые. Как это ни странно, единственная «грязная» комедия, которая выстрелила — это «Горько», она снята с плеча, там всё очень аутентично, но это тот самый «ментальный код». Он настолько мощный, что мы все закрываем на это глаза, потому каждый из нас хоть раз был на свадьбе, где кто-то подрался».


Алексей Нужный считает, что «хорошая комедия» не всегда равно «успешная комедия». Фильм, не сорвавший джекпот в кинотеатральном прокате, зрители могут купить на онлайн-платформах или посмотреть по телевизору. Например, вспоминает Нужный, фильмы Романа Каримова в прокате никогда не собирали больших денег, но зритель активно смотрит их дома.


Фильмы Алексея Нужного, которые, для точности, надо бы называть не «комедиями», а драмеди, где комедийные и драматические элементы вместе работают на историю, в прокате были успешны. Картина «Я худею», стартовавшая на больших экранах 8 марта 2018 года, собрала 633 млн рублей и заслужило пятое место в списке самых кассовых российских фильмов года. Вышедшая в 2019-м в День святого Валентина «Громкая связь» с участием «Квартета И» заработала 524 млн рублей и, таким образом, тоже замкнула пятёрку лидеров проката по итогам года. При этом эти фильмы продолжают покупать, смотреть и обсуждать в интернете. У картины «Я худею» рейтинг на «Кинопоиске» составляет 6.890, у «Громкой связи» — 6.845. В декабре этого года выходит продолжение «Громкой связи» — «Обратная связь». Если в первой части действие происходило в загородном доме летом, то во второй герои — три пары и их друг — будут разгадывать тайны друг друга под Новый год. 


ПРАВИЛА АЛЕКСЕЯ НУЖНОГО:  


1. Сделать главным героем человека, который стремится быть не собой

«Как сделать так, чтобы поведение человека было комедийным? Надо погрузить его в комедийную ситуацию — это когда все внешние обстоятельства работают на то, чтобы человек вёл себя необычно. Но это — внешние обстоятельства. Есть внутренние обстоятельства. Характер человека так проявляется, что он ведёт себя комедийно. У американцев это называется comic perspective или комическая перспектива: когда главный герой стремится быть не собой. Например, ботаник считает, что он самый сексуальный мужчина в мире. Вот я сижу [сейчас] в очках, представим, что я ботаник. Я веду себя как самый сексуальный мужчина в мире, хожу и раздаю всем советы раздаю, как познакомиться с женщиной. И если это сделать не гротескно, очень утончённо с точки зрения актерского поведения, режиссуры, наполнения в кадре, это не будет выглядеть карикатурно или как КВН и «Камеди Клаб». Это будет естественное поведение: мы увидим жизнь в кадре». 


2. Отказаться от формы альманаха

«Эта форма [повествования] была обкатана советскими режиссерами, английскими режиссерами, и в общем-то она перекочевала к нам и одно время пользовалась успехом. Но в короткометражках, маленьких формах очень сложно рассказать эмоциональную историю за 10-15 минут, и история не наполняется теми эмоциями, тем глубоким содержанием, каким может наполниться фильм или сериал. Сделать альманах стало просто: пригласил шесть авторов, они в пол ноги написали, шесть режиссёров быстро «закрыли» эти альманахи, и мы в соседней комнате собрали это кино. Почти за три месяца до релиза мы имеем «средней эмоции» альманах. Мне думается, что альманах — это очень слабая форма, очень легкий подход к тому, чтобы рассказать историю. Скорее всего, это только коммерческий подход. Сегодня, мне кажется, альманах не сработает».


3. Не бояться трудностей — «копить» стресс. Дальше будет проще

«С каждым своим фильмом или с каждой своей работой я коплю стрессы. С каждым стрессом я становлюсь всё лучше и лучше. Это накопление большого количества стрессовых моментов, которые меня укрепляют. Та задача, которую я решал в 2017 году, мне казалась какой-то непреодолимой, а сегодня она пролетела мимо меня, и я даже не обернулся. Это важно помнить режиссёру: если что-то не получилось, что-то кажется сложным, просто говорить себе, что через три года, уверен, я просто посмеюсь над этим».


4. Всегда помнить, что ты снимаешь кино для зрителя

«Если мы говорим о коммерческом кино, то что важно для режиссёра? Мне думается, что те, кто говорят, мол, я делаю кино для себя и мне не важен зритель, лукавят. Потому что на самом деле зритель важен. Профессия «режиссёр» с большим эго и гордыней. Эго и гордыня — это маленькие гномы внутри режиссёра, которые радуются, когда зритель им аплодирует или говорит, что ему понравился фильм. А если он [режиссёр] закрылся в комнате и ему не важен зритель, то это всё от его собственных страхов, страхов смерти. Там, наверное, ему и нужно сидеть».


5. Исследовать человека

«Исследование человека — это то, чем должен заниматься режиссёр. Понимать, как устроен человек, чем он наполнен сегодня и чем он будет наполнен завтра, чего ему не хватает и чего не хватает конкретно тебе как автору и, может, об этом недостатке и поговорить. Или ты что-то преодолел в себе, поговорить об этом преодолении. Или у тебя есть гигантский незакрытый гештальт, и тебе нужно его закрыть: этим фильмом ты закрываешь гештальт и понимаешь, что, оказывается, это — гештальт всего народа. И этот фильм становится народным фильмом №1 и ещё 20 лет живёт вместе с нами».